Дмитрий Троцкий: «Ученик имеет право на ошибку, «учитель» должен за нее заплатить»

Дмитрий Троцкий: «Ученик имеет право на ошибку, «учитель» должен за нее заплатить»

В начале нашей беседы Дмитрий Троцкий — хиромант, который перестал предсказывать судьбу, когда понял, что она на 100% зависит только от нас самих — заявил, что количество проблем и уровень счастья в жизни зависят от ответа на один единственный вопрос. Тому, что это за вопрос и почему он влияет на все сферы жизни, посвящена наша беседа. 

— Дима, ты утверждаешь, что на все вопросы есть один ответ. Расскажи, пожалуйста, с какими вопросами к тебе приходят и что их объединяет.

— Есть вопросы, связанные с телом — все виды заболеваний, физические и психические. Вопросы, связанные с деньгами, работой, раскрытием творческого потенциала и профессиональной реализацией. Вопросы, связанные с личной, семейной жизнью. И, наконец, вопросы, связанные с духовным поиском, ответом на глобальные вопросы: «Кто я как частичка Вселенной?», «Для чего вообще я родился?».

И чтобы ответить на любой из этих вопросов, нужно сначала спросить себя: «А кто я с тобой — мама, с тобой — друг, с тобой — начальник, с тобой — муж (или жена)? Какую роль я с тобой играю? Ученика или «учителя»?» Для «учителя» есть куча синонимов — гуру, психолог, судья, «я знаю, как надо», «я научу вас жить правильно» и т.д. 

В жизни есть всего две ключевых роли. Первая — роль дурака. «Я ничего не знаю и постоянно всему обучаюсь». Вторая — роль умника, «Я умный, мне нечему обучаться, я и так все знаю и вас тоже научу». Но если самого себя спросить, что я здесь на 100% знаю — в этом мире, в этой жизни, в этой Вселенной — то только глупец может с абсолютной уверенностью утверждать, что он что-то знает. Единственный искренний ответ всегда: «Я не знаю. Господи, я не знаю, как это сделать правильно, поэтому я готов учиться. Путем проб и ошибок, путем опыта — пусть не всегда приятного, но я готов».

Если человек постоянно находится в позиции ученика — с момента рождения и до самой смерти, во всех взаимоотношениях и ситуациях — то трения с этой Вселенной минимизируются, он мгновенно получает ответы на все вопросы, даже еще не заданные. Но если человек начал играть роль «учителя», то он постоянно будет попадать в проблемные ситуации. 

Могу привести свой пример. До 28 лет я был самым умным человеком, постоянно всем что-то рассказывал, учил, был каждому психологом и судьей, а иногда и прокурором, и адвокатом в одном лице. У меня были миллионы вопросов, начиная с: «Где взять денег?», «Мое это или не мое? (например, с девушками)», «Надо мне это делать или все-таки не надо», и заканчивая глобальными вопросами: «Что первично — сознание или материя?», «Откуда возникла Вселенная?» и т.д. Постоянно рождались все новые и новые вопросы, я находил на них ответы в тех или иных источниках и еще больше умничал. 

Но в 28 лет, после того, как я постарался перестать умничать хотя бы с родителями, в голове стало тихо. Это не значит, что я узнал ответы на все вопросы, нет, просто они перестали меня интересовать. На сегодняшний момент, март 2017-го года, мне не нужно знать, что было первично — материя или сознание, есть ли у Бога мама и как она Его родила, как Он создал эту Вселенную и т.д. На сегодняшний день у меня есть более важные вопросы: Чем я могу помочь близкому? Как провести сегодняшний день с максимальной пользой, которая раскроет мой потенциал и инвестирует в будущее? Как, в конце концов, выпить чай, который мы пьем сейчас с тобой, чтобы не поперхнуться и не умереть? И все это идет автоматически, ничего не нужно делать специально. 

— Уверена, наши читатели спросят — как именно проявляется позиция «учителя» в семье? Например, как конкретно ты был «учителем» в отношении своего отца? И как перейти в позицию ученика?

— Я знаю, как тебе, папа, надо жить. Я знаю, как тебе со мной разговаривать, как исполнять мои желания, как обходиться с мамой. Я знаю, что заслужил вот это и то. Я знаю, как меня надо любить. Это позиция «учителя», еще ее называют позицией судьи, психолога и т.п. Ее необязательно проговаривать, можно выразить свою позицию просто хмыкая, не разговаривая с родителями, месяцами не говоря им «спасибо». Можно закрываться в комнате, демонстрировать свои психи — это все позиция «учителя». 

Позиция ученика — «я ничего не знаю». Я ничего не знаю, поэтому буду максимально впитывать информацию — во-первых, от обоих родителей. Если они с точки зрения общечеловеческих ценностей и каких-то моральных качеств ведут себя не очень, я учусь не повторять их ошибки — но не исправляю эти ошибки в них. Наоборот, благодаря этим ошибкам я учусь. Позиция ученика подразумевает, что я учусь и у хорошего, и у плохого. Если вижу хорошее — буду так делать, если плохое — сам себе говорю, что постараюсь так не делать, потому что вижу, к какому плачевному результату это приводит. 

— Тогда давай теперь рассмотрим на примере социального уровня. На последнем тренинге, например, много задавали вопросов, как быть учеником на работе.

— В социуме вообще есть всего три основных роли — подчиненный, коллега и начальник. Подчиненный учится следовать распорядку дня и графику, учится, как вести себя в коллективе, развивает понимание, что один он все производство не потянет, учится быть частью производственного процесса, а не камнем преткновения. 

Коллега учится пониманию, что без других коллег производственного процесса не будет — его самого же первого и уволят, учится коллективному мышлению, потому что любой производственный процесс рассчитан на коллектив, некую структуру. Учится видеть себя в другом человеке. 

Начальник, в отличие от всех остальных, наделен властью, поэтому учится скромности, человеколюбию, как не стать сволочью на своем посту. 

Но на любой из этих позиций можно превратиться в «самого умного человека». Подчиненный может начать осуждать, клеветать и обсуждать начальство, можно критиковать, рыться в чужом грязном белье и искренне считать, что ты знаешь, как нужно вести себя начальнику. Коллега может стать «учителем», если начинает думать, что все только на нем держится, а все остальные без него — пустое место. Начальник может злоупотреблять своей властью. 

По большому счету, позиция учителя на работе, это когда я знаю, как всем другим нужно поступать и правильно выполнять свои обязанности, могу высказывать это вслух, обсуждать, сплетничать или пыхтеть по этому поводу про себя. Позиция ученичества — когда я принимаю существующее положение вещей и стараюсь стать максимально полезным, эффективным участником производственного процесса. 

Единственный человек, которого я могу покритиковать, это я сам во вчерашнем дне. Я могу посмотреть, чему научился, а где не дотягиваю. Можно сравнивать только себя с тем, кем в принципе я могу быть. Мы всегда сами про себя знаем: где мы время себе, в чем недотягиваем, где переедаем или недосыпаем, где просто ленимся, где нас несет и пора остановиться. Поэтому единственный человек, на которого нужно смотреть, это я сам. 

— В начале нашей беседы ты сказал, что путь ученика предполагает наименьшее количество трений со Вселенной, а путь «учителя» — постоянные проблемы. Почему с «учителей» больше спрашивают?

— Кто такой учитель? Это человек, который некие теоретические знания прожил на собственной шкуре. Если он учит, как зарабатывать деньги, то должен быть состоятельным в финансовом плане. Если учит, как быть счастливым, то и сам должен ежесекундно проживать счастье. 

Но если человек говорит о том, о чем имеет лишь теоретические представления, то это уже позиция умника — непрожитые знания, не доказанные на практике, не прочувствованные на собственном теле. Когда такое происходит, Вечный Зодчий, который присутствует в каждом из нас, видит временное и вечное. Временное — это позиция умника, который появился на свет 20-30-40 лет назад и уже претендует на какие-то исключительные права в этой Вселенной. Можно назвать это совестью, Богом, подсознанием, Космическим Разумом, но в любом случае эта штука знает все и обо всех, и начинает нас учить. Человек, который умничает о любви, должен пройти уроки любви и действительно — как говорил Христос — научиться любить даже своих врагов. Человек, который рассуждает о счастье, должен понять, что это вообще такое и что значит быть несчастным.

Быть учителем — значит, умничать, рассуждать о чем-то, как я это вижу, но это не имеет никакого отношения к реальному знанию. Это просто рассуждение. И за свое умничание нужно заплатить. Тот, что больше всего любит власть, лишится власти. У того, кто умничает в отношениях, именно отношения и будут хромать. У того, кто учит, как быть здоровым, тело будет постоянно нуждаться в реставрации. А по поводу денег есть замечательная поговорка в Америке: «Если ты такой умный, то почему такой бедный?». 

Если человек рассуждает, умничает о чем-то, что он не прожил на собственном опыте, то — так устроена Вселенная — ему придется это прожить. 

— Дима, и что же делать? Вот человек осознал, что умничает, что действительно постоянно думает про других людей, как им надо жить, иногда учит их, а теперь хочет перейти на позицию ученика. С чего начать?

— Сначала нужно принять, что быстрых результатов не будет. На формирование привычки умничать ушло много жизней, наработалась некая инерция. Если вы не верите в концепцию «жизнь после жизни», не верите в реинкарнацию, то оттолкнитесь от момента своего рождения — с него прошло определенное время, за которое сформировалась и закрепилась привычка умничать.

Мы все развиваемся по одному и тому же сценарию. На первом этапе нас всех несет, каждый из нас знает, как всем вокруг нужно правильно жить, мы умничаем, играем роль «учителя». На втором этапе я соприкасаюсь с какими-то знаниями и понимаю, что да, умник — это я. Что с этим делать? Третий этап — мы начинаем отслеживать, когда нас несет. И вот тут нужно какое-то время: у одного человека на это уйдет неделя, у другого несколько лет, а то и десятки лет, но на этом этапе мы постепенно учимся контролировать ум, а не быть этим умом. 

Если мы умничаем и попытаемся остановиться в одно мгновение, то это все равно, что на скорости 160 км/ч врезаться в бетонную стенку. Есть инерция, есть тормозной путь — у железнодорожного состава он, например, несколько километров. Точно так же и с умничанием. На каком-то этапе мы уже понимаем, видим, что умничаем, но пока ничего не можем с этим поделать, не можем остановиться. Постепенно мы переходим на следующий этап, когда видим, что хочется поумничать, но уже успеваем себя словить наперед и ничего не сказать. Постепенно придет состояние, когда вы начнете видеть, кто умничает в другом человеке, но уже ничего не захочется ему противопоставить. Будет лишь улыбка и внутреннее: «Господи, так и я такой же олух!». 

Разрешите я еще порекомендую одну практику. В наше время не особо все любят вести дневники, но я очень советую завести дневник и каждый вечер себя спрашивать: «Где меня сегодня несло? Где я сегодня был не собой?» Практика письма вообще очень полезна, а если писать не о внешних событиях, не заниматься планированием, а проводить такой внутренний анализ, то она даст серьёзные плоды. 

Общаешься с человеком, у которого, например, нет денег. Так это самый умный человек! Он все знает, все расскажет и покажет. Общаешься с очень богатым человеком, а он молча слушает и даже записывает то, что ты несешь. У меня есть знакомая женщина, очень богатая, если мы с ней даже просто сидим и пьем чай, она успевает исписать семь листов — просто прогоняет через себя потоки информации. 

Когда вы будете пересматривать свой день, то увидите: что-то можно исправить, что-то нельзя исправить, но можно постараться так не делать, не повторять эту глупость. Чтобы не повторять глупость, нужно сначала очень ясно ее в себе увидеть. Даже лечение алкоголика начинается с момента, когда он признается сам себе: «Я зависимый человек». Изначально ни один алкоголик или наркоман не считает себя зависимым человеком. Нет разницы, от чего зависеть — от шоколада, кофе, алкоголя, интернета или клептомании. Все бессознательно — тут что-то съесть, там что-то спереть. Поэтому сначала нужно это признать в себе. 

— Мы не рассказали, какие же бонусы есть у позиции ученика!

— Самый главный бонус — ученик имеет право на ошибку. Если ошибается учитель, его за это наказывают, а если ошибается ученик — нет. Ученик четко понимает, что не знает, как нужно и можно делать что-то, но направляет все силы на делание. Даже если будет нулевой или ошибочный результат, ученик воспримет это как опыт. 

Если посмотреть биографии успешных людей, счастливых людей в разных отраслях жизни – в социальной и личной, по позиции власти и по позиции духовности, то увидим, что все эти люди были учениками. Даже став кем-то очень значимым, в прямом смысле — учителями, они остаются очень скромными людьми. 

Посмотрите на жизнь Христа, Он, например, мыл ноги Своим ученикам. Это позиция служения, скромности. Он своим примером показывал, как, даже взойдя на вершины духа, можно оставаться в позиции ученика. 

Беседовала Анна Кузнецова

« Возврат к списку

Все новости и статьи

13 эффективных растительных натуральных средств для здоровья щитовидной железы

11.04.2024

Щитовидная железа играет решающую роль в регулировании обмена веществ и общего состояния здоровья. Включение в ваш рацион растительных натуральных средств может помочь поддержать функцию щитовидной железы и способствовать её здоровому состоянию. К счастью, есть масса удивительных продуктов, которые вы можете добавить в свой рацион, чтобы почувствовать пользу.

7 удивительных способов использования соли в вашем доме и саду!

08.04.2024

Соль — это то, что всегда есть на нашей полке в кухне. Мы то и дело приправляем солью нашу еду. Хотя для многих это неотъемлемая часть приема пищи, многие люди пытаются регулировать потребление соли, и на то есть веские причины. Хотя нашему организму требуется определенный уровень соли, слишком много соли в рационе может стать проблемой.

5 растительных продуктов, которые помогут избавиться от бессонницы

02.04.2024

Хотя существует множество лекарственных средств для лечения бессонницы, называемых седативными снотворными средствами, многие из которых обладают успокаивающими свойствами, но усиливают сонливость или угнетают центральную нервную систему, эти лекарства могут вызывать привыкание.

Действительно ли животные могут чуять страх?

27.03.2024

Многие животные обладают хорошим обонянием, но могут ли они учуять химические сигналы, указывающие на то, что человек боится?

10 пагубных последствий светового загрязнения для ночных животных

27.03.2024

Ночные животные, такие как летучие мыши, совы и светлячки, научились выживать в темноте ночи. Однако растущее присутствие искусственного света в наших городах и ландшафтах привело к явлению, известному как световое загрязнение, которое представляет значительную угрозу для этих существ. В этой статье освещаются десять пагубных последствий светового загрязнения для ночных животных, подчёркивая настоятельную необходимость решения этой проблемы для сохранения их среды обитания и обеспечения их выживания.

Нейрогимнастика

18.03.2024

Что такое нейрогимнастика и всем ли она нужна? Как работают тренировки для мозга и возможно ли его «прокачать»? В этой статье мы расскажем подробнее, как улучшить память, речь и мышление с помощью простых упражнений, и приведем парочку, чтобы вы могли сами попробовать.

15 священных зверей: животные, имеющие значение в священных книгах, эпосах и искусстве

12.03.2024

На протяжении всей истории животные играют значительную роль в наших духовных и культурных повествованиях. От древних священных книг до сказок и художественных представлений, эти существа почитаются за то, с чем они ассоциируются и чему учат нас. В этой статье мы рассмотрим значения 15 замечательных животных, упоминаемых в священных книгах, эпосах и произведениях искусства и взглянем на богатую палитру человеческих верований и воображения.

Вы будете шокированы тем, как содержание белых медведей в зоопарках и аквариумах влияет на этих животных

07.03.2024

Первый зоопарк США открылся в Филадельфии, штат Пенсильвания, в 1874 году. С тех пор зоопарки и морские парки стали популярным источником семейных развлечений. Родители фотографируют детей с лицами, прижатыми к стеклянной стене, когда животное смотрит на них, а в некоторых местах люди даже платят, чтобы сфотографироваться с тигром или медвежонком. Кому-то всё это кажется невинным, и увидеть диких и экзотических животных воочию может быть невероятным опытом, но какой ценой?

3 смеси специй, которые помогут защитить сердце и уменьшить воспаление

05.03.2024

Что если взглянуть на полку со специями как на аптечку, которая может быстро привести к улучшению питательного профиля и здоровья.

Жестокая реальность разведения уток

20.02.2024

За ширмой аккуратно упакованного утиного мяса скрывается кошмарное царство страданий и жестокости, подпитываемое коммерческой утиной фермерской промышленностью. Недавно расследование, проведенное на ферме Gressingham Foods в Западном Йоркшире, выявило душераздирающую сцену. В сараях, где содержались тысячи уток, исследователи из проекта «Справедливость к животным» стали свидетелями целого ряда ужасов. Больные и покалеченные утки страдали, в то время как мёртвые утки лежали на полу.

Количество смертельных нападений акул удвоились в 2023 году

15.02.2024

В 2023 году количество смертельных нападений акул удвоилось по сравнению с предыдущим годом. Ранее, в 2022 году, сообщалось только о пяти смертельных случаях от укусов акул. Это число выросло до десяти в 2023 году. Из этих десяти смертельных встреч с акулами четыре произошли в Австралии. Сёрферы чаще становились жертвами нападения акулы, чем люди, которые бродили в воде или плавали.

Мифы о здоровье, которые давно опровергли

08.02.2024

Люди хотят жить как можно дольше, а для этого просто необходимо уделять внимание своему здоровью. Именно поэтому на тему «что полезно, а что вредно» развелось просто огромное количество мифов. Сегодня мы разберем некоторые из них.

10 животных, обладающих самыми выдающимися навыками решения проблем

01.02.2024

Умение решать проблемы — это качество характерно не только для людей. Многие животные с течением времени развили уникальные способности решать проблемы, связанные с питанием, выживанием и накоплением социального капитала. Ниже представлены 10 удивительных животных, обладающих замечательными способностями к решению проблем!

Как создаются звуки животных в документальных фильмах о дикой природе

19.01.2024

Документальные фильмы о дикой природе, такие как «Планета Земля III» от BBC, очаровывают нас потрясающими изображениями животных в дикой природе. Но знаете ли вы, что многие звуки, сопровождающие эти изображения, не так аутентичны, как вы думаете? Это откровение может навсегда изменить то, как вы смотрите эти фильмы.

В поисках тишины в современном мире

16.01.2024

Вся наша жизнь – это сочетание тишины и шума как внутри нас, так и снаружи. Парадокс в том, что мы можем ощутить тишину и покой даже в кажущиеся громкими моменты (симфонический концерт, концерт хэви-метала). Однако тишина вокруг может рождать и внутреннее беспокойство, негативные разговоры с самим собой и неспособность сосредоточиться. Получается, что беспрецедентный уровень шума и нежелательные отвлекающие факторы находятся везде. Как нам найти тишину в мире шума, и почему это может быть важно для нас?

Экологичное общение

11.12.2023

Экологичная коммуникация – это не просто слова. Это концепция общения, которая помогает построить, улучшить качество и сохранить любые отношения. Это касается любой сферы: личное общение, дружба, партнерство, профессиональная деятельность.

  наши проекты